Усилитель класса А. Тёплый, транзисторный
avatar

Временами душа просит у меня очень странных вещей. На самом деле это просто защитная реакция. «Жентяй! Подари себе вот эту очень странную вещь – а я на некоторое время не буду просить у тебя то, чего нельзя купить ни за какие деньги!». Действует безотказно. Уж лучше потратить некоторое количество хрустящих бумажек с возможным побочным эффектом в виде временного псевдосчастья, чем испытывать адские мучения из-за того, что не можешь подарить душе то, чего она желает на самом деле.

В этом году на День Рождения я подарил себе музыкальный усилитель. Конечно, на рынке сейчас огромное множество самых разных усилителей – от отечественного винтажа с заветными цифрами 001 до ультрасовременных комбайнов «Всё в одном», которые производят как именитые производители, так и безымянные китайские конторы. Но в этом году дата была круглой. Пусть и один – но всё-таки круглешок. И потому душе захотелось необычного усилителя. В результате в дебрях интернет-магазинов наших восточных друзей была обнаружена вот такая самоделка.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

«Без ламп? Это же скучный серебристый интегрированный усилитель!». Как бы не так!

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

Если снять крышку этого семикилограммового корпуса – внутри можно увидеть картину, совершенно не характерную для современных и даже винтажных усилителей. Значительную часть корпуса занимает покрытый экраном тороидальный трансформатор. К сожалению, современная аудиоаппаратура идёт по пути максимального удешевления конечного товара. В результате линейные блоки питания с трансформатором на входе заменяются на импульсные, где трансформатор, конечно, есть, но имеет совсем уж смешные размеры и играет далеко не первую роль. Но то, что хорошо, например, для зарядки пальцетыкалки – оно совершенно не подходит для оборудования, которое работает со звуком. И даже самые изощрённые схемы, применяемые в импульсных блоках питания для борьбы с помехами, не смогут обеспечить такое же качественное питание, какое обеспечивает самый простой линейный БП из трёх деталей – трансформатора, диодного моста и фильтрующего конденсатора.

Сам усилитель построен по схеме, известной как «Двойное моно». Это значит, что каждый канал построен на собственных элементах, никак не связанных с соседним каналом. Да, трансформатор здесь один, но каждый канал запитан от отдельной обмотки. Несомненно, такая схема позволяет как минимум уменьшить взаимное влияние каналов, а зачастую и поднять до запредельных цифирок и другие очень важные характеристики усилителя. Но при этом также высок риск получить разный звук на выходе с каждого канала. Поэтому при реализации схемы «двойное моно» приходится тщательно подбирать радиодетали, чтобы они минимально отличались по своим характеристикам.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)На схеме можно обнаружить конденсаторы лучших мировых производителей. Epcos, Vishay, ELNA – такое не часто встретишь даже в продукции именитых музыкальных брендов. Самые, пожалуй, немузыкальные ёмкости – это Rubycon, но они заслуженно считаются самыми надёжными конденсаторами общего назначения. Даже в фильтре блока питания установлены бочонки 10000 мкФ 35 вольт с гордой надписью Audio Grade.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

Чего на плате нет в принципе – так это микросхем. Для усиления на каждом канале используется по три транзистора Motorola, выпущенные в 1960-ых годах. Корпуса этих транзисторов прикреплены к Г-образной алюминиевой пластине, которая в свою очередь контактирует на торцах с алюминиевым шасси. Место контакта пластины и корпуса густо промазано термопастой.

А где же темброблок? А нет его! Здесь я также сделаю небольшое лирическое отступление и выскажу своё мнение о темброблоках. Конечно, для многих адептов Эвтерпы возможность отрегулировать частоты с помощью хотя бы двух крутилок является очень важной. Но с другой стороны, если возникает желание прибегнуть к изменению тембра – это означает, что либо источник звука, либо усилитель, либо динамики акустики работают не совсем так, как вам бы того хотелось. И вы с помощью грязного хака между источником звука и усилителем пытаетесь исправить это несовершенство. Я придерживаюсь мнения, что в звуковом тракте не должно быть темброблока и эквалайзеров. Только так его можно адекватно оценить.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

Но регулировка громкости, в отличие от классических усилителей мощности, здесь присутствует, поэтому отдельный предварительный усилитель или источник с регулировкой уровня сигнала на выходе вам не потребуется. Ручка громкости с виду неказиста, она совершенно гладкая, однако первое же прикосновение к ней для регулировки громкости заставило меня открыть рот от удивления. Ход ручки тугой, безо всякого намёка на дискретность, а главное – с мощным тактильным откликом. Вы всегда сможете повысить громкость именно до того уровня, какой вам нужен. Никаких посторонних шумов, шорохов, тресков при изменении громкости также нет. В этом большая заслуга использованного потенциометра – ALPS RK27.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

Помимо ручки громкости на передней панели расположены кнопка включения и два индикатора красного цвета. Индикаторы работают синхронно, но по схеме видно, что они идут к разным платам. Подозреваю, что если будет гореть только один из светодиодов – это будет означать, что случилось страшное. А потухший светодиод расскажет вам, на каком канале стоит искать неисправность.

Транзисторный усилитель класса А (Hood1969)

Задняя панель оснащена семью разъёмами – вход питания, два входа с источника в виде тюльпанов (RCA) и четыре выхода на акустику в виде универсальных, качественно сделанных терминалов. Акустические терминалы готовы принять и голый кабель, и два варианта коннекторов – бананы и лопатки.

Здесь стоит отметить необычное расположение разъёмов. По центру находится вход питания, по бокам от него акустические терминалы, а по бокам от терминалов – RCA. Я всё-таки предпочитаю классическую схему расположения разъёмов, когда питание удалено от музыкальных входов/выходов на максимально возможное расстояние. Впрочем, особых проблем с подключением у меня не возникло. Расстояние между разъёмами позволяет использовать очень толстые кабели питания с большими разъёмами, например, Oyaide C-079.

Для того, чтобы проверить этот усилитель в работе, мне пришлось превратить свою активную акустику в пассивную.

Из Velton Maestro DV1080 был вынут усилитель. Это очень неплохой усилитель класса AB на двух микросхемах LM1875. В паре с динамиками HiVi он играет ничуть не хуже, чем связка из усилителя класса D от TEAC и акустики Monitor Audio Silver RX1 – а это примерно в 20 раз дороже. Но сейчас в дело вступает усилитель класса А, причём 1960-ых годов. И я обоснованно считал, что даже из такой дешёвой акустики он сможет выжать больше, чем родной усилитель класса AB.

Первым делом я, конечно, послушал свою любимую Сару. Первое, что заметил – с новым усилителем акустика запела совершенно по-другому. Это не было удивительным с учётом того, что я убрал из схемы темброблок. Он был частью встроенного в колонки усилителя и никак не отключался. После долгих экспериментов со старым усилителем я вывернул и басы, и высокие на минимум. С новым усилителем высокие частоты стали ощутимо звонче, но при этом не было такого дискомфорта, какой я наблюдал на усилителе класса AB при малейшем поднятии высоких частот. Музыку можно было слушать часами, не испытывая при этом ни малейшего утомления. Конечно, чуть-чуть улучшилась детализация. Не так, что «Ой, как же я раньше этого не слышал?», но в отдельных произведениях Сары, например, в “Angel”, слышно, как отдельные инструменты оркестра перемещаются с одной стороны сцены на другую, чего на встроенном усилителе я никогда не замечал. Другими словами, разница между родным усилителем класса AB и транзисторным усилителем класса А есть, но она не такая уж и впечатляющая. Впрочем, я мог упереться в возможности динамиков — это уже тема для отдельного разговора.

Но есть моменты, которые меня впечатлили. Во-первых, у усилителя была заявлена выходная мощность 10 ватт на канал. Притом, что Velton Maestro DV1080 имел в характеристиках по 18 ватт на канал, а на динамиках так вообще надпись 30W, я боялся, что усилитель не «раскачает» колонки. Но вышло всё совсем иначе. На ½ громкости колонки звучат громче, чем на полной громкости родного усилителя, и с куда меньшими искажениями. Подозреваю, что 40-ваттные динамики с не слишком низкой чувствительностью будут адекватной нагрузкой для этого усилителя.

Во-вторых, меня честно предупреждали, что усилители класса А сильно греются. Но я даже и представить себе не мог, насколько! В этом усилителе 6 транзисторов и 6 килограмм алюминия. То есть на каждый силовой транзистор приходится 1 кг. алюминия. При этом уже через полчаса после включения корпус нагревается до такой температуры, что держать на нём руку больше пяти секунд чревато ожогом. Транзисторы потребляют ток постоянно, в этом глубокий смысл класса А. У моего экземпляра потребление электроэнергии около 100 ватт в час. Получается, что примерно 80 ватт рассеивается на корпус в виде тепла. Это очень много, и если честно – мне немного страшно за радиодетали. Особенно за конденсаторы. Некоторые из них имеют температурный предел в 85 градусов, чего явно недостаточно для таких жестоких условий.

Также есть пара нюансов. При включении усилителя никаких щелчков в акустике нет. Но когда усилитель выключается – раздаётся глухой звук. Очевидно, разряжается один из конденсаторов. Как мне объяснили, этот конденсатор – элемент защиты усилителя от короткого замыкания на акустических терминалах. Впрочем, какого-то дискомфорта этот звук не доставляет. Также при выключении усилителя очень медленно гаснут индикаторы. Они заметно светятся ещё минуты три. Очевидно, в схеме их питания также есть конденсатор, и он разряжается очень медленно.

This entry was posted in Арт, Железо / сети. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий