Тактильный отклик [18+]
avatar

Я совершенно не перевариваю сенсорные кнопки. Любое устройство, которое оснащено сенсорным устройством ввода — будь то телефон, банкомат или какая-то бытовая техника вроде микроволновки — вызывает у меня неприятие. Я еще как-то могу пересилить себя, если от меня требуется один-единственный тычок. Но когда я, например, захожу в «Связной» на пр. Ленина, 13 — я заставляю сотрудников этого магазина самим тыкать по терминалам и выбирать то, что я хочу у них приобрести.

О моей нелюбви к сенсорам ходят легенды. Одна из таких легенд гласит, что если вы однажды утром проснётесь, подойдёте к окну, раздвинете шторы и увидите за окном конец света — это будет означать, что Джек купил себе пальцетыкалку. Несомненно, мне часто приходится выслушивать обвинения в неадекватности и приверженности ретроградству. Те же люди, кто не подозревает меня в неадекватности, и те, кто знает о моей работе у крупного и уважаемого интернет-провайдера, пытаются добраться до истины и узнать, почему же я не люблю пальцетыкалки на самом деле. Я даже был готов рассказать о своей позиции в опусе под номером 36, однако в силу определенных причин не смогу написать это произведение в обозримом будущем. Оставлять же без ответа важные вопросы и игнорировать обвинения в неадекватности я больше не могу, и потому сегодня я решил опубликовать эту необычную заметку.

Опус #36: Тактильный отклик

Необычная? Да. В блоге я стараюсь рассказывать о том, что нельзя потрогать, пощупать и даже увидеть. О том, что несмотря на отсутствие физического обличья способно подарить яркие ощущения, которые не забываются годами и даже десятилетиями. Сейчас же речь пойдёт о том, что имеет вполне конкретные очертания в реальном мире. Сухое описание, наполненное беспристрастными цифирками — совсем не мой конёк, поэтому простите меня заранее, если я даже в такой ограниченной рамками теме выйду за границы дозволенного математикой (но не тематикой).

Тактильный отклик — это изменение состояния физического объекта, которое регистрируется органами осязания. Тактильные ощущения бывают разными. Поэтому я предлагаю сразу определиться с тремя глаголами. Возьмём классическую кнопку. Не важно, где она размещена. Она может быть на одежде. Она может быть на пульте управления. Она может держать объявление на поверхности доски. Но какое бы физическое воплощение не имела кнопка — ее отличает одна важная особенность. Чтобы активировать кнопку и добиться от нее какого-то действия — ее требуется нажать. Переместить в пространстве. Вы прикладываете к кнопке определенное усилие, кнопка меняет своё состояние и делает этот мир лучше. В процессе пространственного перемещения кнопка в меру своих возможностей (о них чуть позже) сообщает о том, что с ней происходит. Вы можете на ощупь и на слух определить, застегнулась ли кнопка на одежде. Вы можете на ощупь определить, зафиксировался ли кнопкой лист бумаги на доске объявлений. Это и называется тактильным откликом. Благодаря ему кнопка делится информацией, даёт физические ощущения и повышает производительность труда. Давайте подведём небольшой итог. Кнопки для выполнения предусмотренных ими функций нажимают, и они дарят тактильный отклик.

Здесь я позволю себе небольшое лирическое отступление. Есть устройства, где тактильный отклик от оснащенных им кнопок критичен, и от того, каким будет этот отклик, зависит удобство работы с устройством. Одно дело, когда вы нажимаете кнопку один-два раза в день, совсем другое — когда кнопки нажмаются сотни тысяч раз в сутки. В первом случае от кнопки требуется лишь выполнение своей функции, во втором случае от нее уже будут требоваться надежность и физический комфорт. Вы ведь не готовы выполнять какое-то действие в течение длительного времени, если это действие доставляет вам неудобства? А если кнопка поломается после нескольких тысяч нажатий? Компьютерная клавиатура — это одно из тех устройств, где помимо безупречной функциональности должен присутствовать качественный тактильный отклик. Нажимая несколько кнопок в секунду, вы должны получать от клавиатуры быструю и адекватную информацию о том, что кнопка сработала. Увы, 99.99% современных клавиатур нельзя считать комфортными. Они требуют нажатия кнопки до упора для ее срабатывания и никак тактильно не разделяют сработавшую и несработавшую кнопку. Вы можете недожать кнопку на 0.01 мм. — и отклик от неё будет совершенно такой же, как от кнопки, дожатой до срабатывания. Низкопрофильные кнопки в дополнение к этому неудобству имеют совершенно ровную поверхность клавиши. Попробуйте нажать кнопку по центру и в углу. Чувствуете разницу? Да, усилие нажатия по краям совсем другое. На клавишах с высоким профилем верхняя поверхность кнопок делается вогнутой, чтобы вы могли на ощупь найти центр кнопки и применить к ней привычное усилие нажатия. На клавиатурах ноутбуков такого удобства к сожалению нет.

Но что это за волшебный 0.01% клавиатур? И почему при всём их волшебстве они занимают такой небольшой процент клавиатурного рынка? Давайте разберёмся. Столь небольшой процент занимают механические клавиатуры, у которых под кнопками находится не силикон в виде конуса и не пластик в виде ножниц, а идеально выверенная механика с пружиной. Такие кнопки срабатывают как правило на середине хода, а точка срабатывания в конструкции кнопки выделена так, что момент активации кнопки вы определите безошибочно. На ощупь. После срабатывания кнопка проваливается — и по пальцу прилетает отдача, которая развеивает последние сомнения в активации кнопки. Но даже если вы скептик 79 уровня и не доверяете информации всего лишь из двух надёжных источников — существуют такие механические переключатели, которые в момент срабатывания кнопки издают характерный щелчок. Если при печати на такой клавиатуре вы вдруг по каким-то причинам не нажмете на кнопку до точки срабатывания — вы почувствуете это сразу. Достаточно один раз испытать в деле качественную механическую клавиатуру — и вы уже не будете смотреть в сторону 99.99%. Лишь один момент останавливает механические кнопки от победы в мире компьютерной периферии. Это цена. Клавиатура, которая просто выполняет свою функцию, обойдётся вам примерно в 20 раз дешевле, чем клавиатура, на которой вам будет комфортно и удобно печатать. Разница кажется неадекватной? Тогда во сколько вы бы оценили 1% вашего физического комфорта?

Вернёмся к тактильным ощущениям в целом. Кнопку мы уже рассмотрели. Может быть, сравним кнопку с чем-нибудь более романтичным? А? Что? Девушка? Мне тоже нравится эта идея! Милая, нежная, романтичная девушка. У нее могут быть рыжие волосы или нерыжие. У нее могут быть миллиарды веснушек на лице, а может не быть их вообще. Но какими бы разными ни были девичьи красоты — всех симпатяшек объединяет одна деталь. Чтобы подарить девушке приятные физические ощущения, привлечь её внимание и унести её мысли подальше от этого коварного, жестокого и бесчеловечного мира — достаточно к симпатяшке прикоснуться. Вы дарите девушке приятное — и получаете в ответ гораздо большее, чем просто тактильный отклик. Яркие, позитивные, всегда разные эмоции. Эндорфин. Гормон счастья. То, что не купишь даже за все финансы этого мира. То, что никогда и никому не пропишет ни один эскулап. Чувствуете разницу с бездушными кнопками? :)

Давайте пока на минутку забудем о физике и вспомним другие научные дисциплины. Когда изобрели кнопки — определить очень сложно. Тысячелетиями кнопки служили нам верой и правдой — и никто даже не задумывался о том, что им можно найти замену. Ведь они успешно выполняли свои функции и при необходимости делали это с комфортом для людей. Но люди, не понимая своего счастья, мечтали о такой волшебной кнопке, которая, не имея видимого физического воплощения, все-таки исполняла бы свои функции. Понятно, что механически такого волшебства добиться было невозможно. Поэтому мечты воплотились в реальность лишь 40 лет назад. Начали появляться сенсорные кнопки. Их не было видно, но они что-то делали. Впрочем, причислять их к классическим кнопкам я бы не стал. Ведь что отличает кнопку? Правильно. Нажатие и отклик. Сенсорную же «кнопку» нужно не нажимать, а тыкать. И не будет от нее ни малейшего тактильного отклика. Но волшебство ведь! И эта волшебная технология стала постепенно входить в нашу жизнь. Сначала в промышленные устройства. Затем в бытовую технику. Ради волшебства люди начали отказываться от удобства и комфорта. В 21 веке маркетологи ухватили эту тенденцию — и сенсорные экраны стали преподноситься как удобное и естественное устройство ввода. Усилиями маркетологов и сочувствующих им инженеров выросло целое умирающее поколение — поколение людей Homo Tykius, для которых тычки в сенсорные панели стали удобнее нажатия классических кнопок; поколение людей, которым не нужно получать что-то в ответ на свои действия.

Три тактильных глагола — но какие они, оказывается, разные при детальном рассмотрении! И безусловно от такого многообразия должна быть сплошная польза. «Каждому своё». Или «О вкусах не спорят». И я бы с удовольствием принял этот аргумент, если бы не одна едва заметная деталь. Об этой детали не принято говорить. И я не буду говорить о ней открыто. Я лишь слегка приподниму маркетологическую ширму в совершенно неожиданном месте.

Люди привыкают к сенсорным экранам, потому что особого выбора у них уже нет. Сейчас, на рубеже 2014 и 2015 годов, ещё можно найти сотовые телефоны с кнопками. Пройдет ещё пара лет — и все телефоны будут исключительно с сенсорными экранами. Как вариант — кнопочные телефоны останутся лишь в исполнении контор вроде Gresso и Mobiado и будут доступны лишь крайне ограниченному кругу прогрессивной общественности. Как логичный итог — люди привыкают к отсутствию обратной связи. Она становится ненужной. Бесполезной. Бессмысленной. И если человеку, привыкшему к сенсорам, вместо силиконовой клавиатуры за 10 долларов поставить механическую клавиатуру за 200 долларов с мощнейшим тактильным откликом — он не заметит никакой разницы. Для него что 10, что 200 — всего лишь неудобные кнопки, которые нужно нажимать. Но есть еще один глагол, помните? И он тоже становится для Homo Tykius бессмысленной обузой.

This entry was posted in Совсем неадекватное. Bookmark the permalink.

One Response to Тактильный отклик [18+]

  1. Pingback: Сон #53: Комментарии. Часть 4. Сенсоры и ежи | Inadequate Perception

Добавить комментарий