Кто такие кинестетики [18+]
avatar

Все мы с вами, конечно, знаем, что современная наука находится в зачаточном состоянии. Даже такие казалось бы древние и точные науки, как физика и математика, меняются с каждым годом — некоторые незыблемые правила и законы уходят в небытие, а на их месте появляются новые, столь же незыблемые. Более того, один из разделов физики – квантовая механика – вообще не признаёт постулаты классических физиков, наглядно демонстрируя ошибочность многих известных нам со школьной скамьи законов. И если уж точные науки с богатой историей не избегают ошибок и трансформаций, то о молодых гуманитарных науках говорить вовсе не приходится. Бывает, что за десятилетие нормативная база меняется настолько, что науку просто переписывают с нуля.

Это было небольшое, но очень важное лирическое отступление. Дело в том, что в заметке речь пойдёт об определениях, которые современной наукой на данный момент времени не признаются. Если вы придёте к психологу и спросите: «А это всё правда?» — он отрицательно покачает головой и назовёт это ересью или того хуже происками фрейдистов. В то же время понятия, о которых пойдёт речь в заметке, успешно используются в нейролингвистическом программировании и в теории обучения, однако эти течения современной психологией также отвергаются. Впрочем, как я уже говорил, психология – наука совсем юная, она не стоит на месте, и не исключено, что спустя десяток лет информация из этой заметки получит высокий статус правды и войдёт во все научные талмуды, а психологи будут эффективно применять её в своей нелёгкой работе.

 

Часть 1. Мир на кончиках пальцев

За исключением каких-то крайне редких случаев, все мы рождаемся с одинаковым набором органов чувств, которые позволяют нам воспринимать окружающий мир и, обрабатывая поступившую информацию, реагировать на неё. Со временем в восприятии мира с помощью органов чувств возникает дисбаланс. Это не значит, что, допустим, обоняние атрофируется, а слух, наоборот, становится острее. Дело в другом – в том, насколько важным нам кажется определённый канал восприятия информации, какой он имеет для нас вес, насколько мы готовы ему доверять. Какие-то изменения происходят по физиологическим причинам — например, малыши любят всё потрогать руками и отправить во чрево. Но в большинстве случаев такие метаморфозы носят социальный характер, о чём я расскажу чуть позже. По доминирующему каналу восприятия людей принято делить на три группы. Визуалы – люди, для которых наиболее удобным способом получения информации является зрение. Для аудиалов гораздо важнее звуки и речь. Кинестетики предпочитают непосредственный физический контакт – их манят тактильные ощущения, вкусы и запахи.

Современное общество форсированного потребления изо всех сил старается превратить как можно больше людей в визуалов. Это логично. На визуалах можно больше заработать. Визуальной информацией достаточно легко манипулировать. И, несмотря на то, что в детстве все мы кинестетики — школа и реалии этого мира вынуждают подрастающее поколение перейти на угодную обществу сторону, задвигая тактильные ощущения как минимум на второй план. Среднее образование у нас ориентировано именно на визуалов, оставляя кинестетикам лишь немногочисленные уроки физической культуры и труда, а также редкие практические занятия. Индустрия развлечений с её сумасшедшими бюджетами практически полностью завязана на визуалов. И даже бизнесмены, предлагающие товары или услуги, ориентированные в первую очередь на кинестетиков, вынуждены как-то привлекать внимание визуалов, чтобы расширить продажи и не разориться из-за небольшого спроса. В итоге не поддавшиеся давлению общества кинестетики и в меньшей степени аудиалы попадают во враждебную среду, где их ожидает в лучшем случае непонимание, а в худшем – полномасштабная война на нескольких фронтах. Как я уже говорил выше, основной идеологический противник имеет подавляющее преимущество в численности, однако у кинестетиков есть немало козырей в рукаве, которые они готовы в нужный момент достать и заставить оппонента ретироваться.

Пианино

Основа мировоззрения любого кинестетика – комфорт и удобство. То, что имеет для кинестетика хоть какое-то значение, обязательно должно быть удобным. Остальные характеристики куда менее важны; более того – при отсутствии элементарного удобства люди с тактильным восприятием просто не будут эти характеристики изучать. Такое кредо часто идёт вразрез с убеждениями визуалов, для которых почва под ногами – это порядок и правда. Например, в жилище кинестетика визуалы входят со словами «Что здесь чёрт возьми творится?», потому что адепты тактильных ощущений держат часто используемые ими вещи в ближнем доступе – и далеко не всегда таким местом оказывается ящик или шкаф с закрытой дверцей. Разумеется, с точки зрения визуалов это полнейший хаос и отсутствие гармонии, которые требуется немедленно ликвидировать, и когда они приводят свой коварный план в исполнение – в глазах кинестетиков они выглядят злыми самаритянами, усложняющими им жизнь. Что касается правды — для кинестетиков её просто не существует, и это совершенно не мешает им жить. То, что визуалы называют правдой и к чему часто апеллируют, их идеологические антиподы воспринимают в лучшем случае как ограниченный набор фактов, предоставленных заинтересованной стороной, и относятся к нему крайне скептически. «Я там не был, я не принимал участия в событиях, а на фотографиях и на видео что угодно можно представить в выгодном свете» — вот как обычно рассуждают кинестетики. С ними сложно поспорить, с учётом их главного канала восприятия, но визуалов такое отношение к правде неистово бесит.

Правда

Визуалы и кинестетики по-разному осваивают что-то новое. Например, визуалам достаточно открыть инструкцию к новой для них технике, посмотреть на картинки и схемы – и они тут же сделают всё правильно. Кинестетикам такой способ освоения нового недоступен. Они могут хоть тысячу раз перелистать картинки, но в итоге скажут: «Я не понимаю. Мне нужно самому попробовать».  Другими словами, для них актуален метод проб и ошибок — нажать кнопку, понять, что произошло, после чего при необходимости в инструкции прочитать, что же это было. Любое прикосновение, движение или действие даст кинестетику гораздо больше полезной для него информации, чем сотни самых подробных и красочных картинок. Из-за этой особенности (и в сочетании с ориентированностью отечественного образования на визуалов) кинестетики в школе кажутся трудно обучаемыми. За исключением физической культуры и труда, они чувствуют себя в своей тарелке лишь на предметах естественно-научного цикла во время экспериментов, когда у них есть возможность самостоятельно сделать, потрогать, поджечь или понюхать то, о чём рассказывается в учебниках. К сожалению, большинство таких предметов появляется в школьной программе лишь в старших классах.

Визуалы обожают планирование – какой же может быть порядок в жизни без чётко разработанного плана? Изрисованные планшеты на холодильнике, доски или ежедневники с дедлайнами и многоцветными стрелочками – неотъемлемые атрибуты любого визуала. Кинестетики планы не жалуют. Конечно, у них есть определённые цели в жизни, возможно, даже какая-то стратегия по их достижению, но рисовать подробные блок-схемы с отдельными этапами и точными сроками они не будут никогда. Вместо этого адепты тактильных ощущений по пути к своей цели будут искать наиболее удобный путь её достижения, не особо заботясь о сроках. Если визуал из добрых побуждений начинает настаивать на планировании, его визави обычно отвечает известным афоризмом: «Хочешь рассмешить бога? Расскажи ему о своих планах!». Как правило, на этом приобщение к прекрасному (с точки зрения визуала) и заканчивается.

Визуалы и кинестетики совершенно по-разному относятся и к опозданиям. Если для визуалов опоздание – это серьёзное нарушение гармонии и миропорядка, которое выбивает из колеи и ставит под угрозу красивые и стройные краткосрочные планы, то для кинестетиков это всего лишь неизбежная проза жизни. По этой причине опоздавший визуал – явление очень редкое, и если он вдруг где-то не оказался вовремя, то в его жизни произошли экстраординарные события, которые он при всём желании не мог предусмотреть.

Гардероб кинестетика – отдельная тема для разговора. Возможно, открыв его шкаф с одеждой, вы сможете случайно найти там хоть что-то модное и современное. Но большинство вещей наверняка заслужат совсем другие эпитеты — необычные и странные. В одежде кинестетик руководствуется принципом «Не важно, как тряпки выглядят, если в них комфортно и уютно». То, что кинестетик счёл недостаточно приятным на ощупь, никогда не попадёт в его шкаф. Это же касается и одежды, которая хоть сколько-нибудь жмёт или создаёт некомфортные ощущения. Если девушка-визуал в качестве повседневной одежды обязательно выберет наряд из трикотажа или с большим количеством эластана, который выгодно подчеркнёт её пышную грудь, осиную талию или аппетитную попу, то девушка-кинестетик добудет платье из очень мягкого и приятного на ощупь хлопка или льна, которое нигде не будет стягивать тело.

Визуал в Финляндии. Из статьи на сайте lenta.ru

У визуалов такое отношение к одежде вызывает бурю отрицательных эмоций. Они изо всех сил пытаются воздействовать на кинестетика, однако их излюбленные аргументы вроде «Это не модно», «Оно мнётся», «Выглядит как мешок» не имеют для последнего никакой ценности. Да и «вытащить» такого человека из одежды, к которой он привык, крайне сложно. Например, когда спустя десять лет после покупки какой-нибудь любимый тёплый свитер получает повреждения, исключающие его дальнейшую носку, кинестетику приходится очень долго и мучительно искать что-то похожее на замену. Ведь мода за прошедшее десятилетие стала совсем другой.

Шерсть. Много шерсти.

По понятным причинам кинестетики не очень жалуют маркетплейсы вроде Wildberries или Ozon. Да, выбор одежды на них гораздо больше, чем в магазинах любого областного центра, а цены зачастую гораздо ниже. Но по красивым коммерческим фотографиям, размещённым на этих площадках, невозможно понять, насколько комфортным окажется материал одежды и не будет ли эта одежда где-нибудь давить. Фильтра «Приятный на ощупь» ни в одном онлайновом магазине нет, а демонстрация товара на крупных парнях, переевших протеина, и на девушках 42 размера с фигурой «песочные часы» никак не упрощает выбор. Поэтому даже если кинестетики и решились примерить что-то из ассортимента известных маркетплейсов – они часто заказывают множество вещей в нескольких размерах, чтобы выбрать хотя бы одну тряпку, в которой им будет комфортно. И всё же чаще они приобретают одежду в доступных магазинах своего города.

Можно подумать, что девушки-кинестетики будут выделяться на фоне своих сверстниц неухоженным внешним видом. В реальности тактильные симпатяшки выглядят как минимум не хуже девушек-визуалов. И пусть они не ставят внешность во главу угла, однако они испытывают истинное удовольствие от косметических процедур и не упустят ни единой возможности поухаживать за своим телом. А уж безупречное состояние ладоней и ногтей ими даже не обсуждается – девушка опоздает куда угодно и отменит что угодно, если у неё не будет идеального маникюра. Переубеждать и тем более угрожать бесполезно – для девушки это действительно очень важно.

Девушка пробует на ощупь медузу

Одна тактильная симпатяшка, с которой мне довелось общаться, не покупала декоративную косметику в принципе. В её косметичке не было даже гребня, потому что она считала расчёсывание чересчур деструктивной процедурой для своих волос. Тем не менее, девушка не возражала против перманентного макияжа. Конечно же, она как минимум раз в две недели посещала мастера по маникюру. И в её секретном шкафчике было несметное количество всевозможной уходовой косметики. Всё это позволяло ей выглядеть безупречно и гораздо моложе своих лет. И, признаться честно, когда я впервые увидел её, решил, что девушка стопроцентный визуал. Но в следующие несколько минут эта симпатяшка уже полностью захватила всё моё внимание совершенно нехарактерным для визуалов восприятием мира.

Есть такая поговорка – путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Я бы всё-таки эту поговорку переиначил. Дело в том, что парни-визуалы предпочли бы видеть эстетичную на вид еду и шикарно сервированный стол, а сам процесс поглощения пищи и её вкус для них вторичен. «Не всё ли равно, чем утробу набивать? Главное, чтобы набивка была красивой!». В то же время девушки-кинестетики пребывают в восторге, когда их спутник угощает вкусной едой собственного приготовления. После такого угощения симпатяшка как правило согласна на всё. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что путь к сердцу адептов тактильных ощущений лежит через желудок. И не важно, какого пола кинестетик – вкусно поесть он любит и за вкусняшки обязательно отблагодарит.

Когда меня просят рассказать, чего стоит ожидать от людей с разными типами восприятия в интимных отношениях, я обычно рассказываю такую короткую историю. Отправились в секс-шоп визуал, аудиал и кинестетик. Визуал принёс пять зеркал и комплект нижнего белья, аудиал — пластинку Sia и шарики с гелием, а кинестетик – маску на глаза и беруши. И хотя это всего лишь анекдот – он во всей красе демонстрирует разницу между тремя типами восприятия в интимной жизни. Визуал обязательно попросит секс при свете, чтобы можно было рассмотреть партнёра во всей красе, да и себя показать с лучших сторон. Кинестетикам свет не нужен. Даже если они и соглашаются оставить освещение включенным – они будут закрывать глаза, чтобы сконцентрироваться на ощущениях от прикосновений. Для визуалов, в особенности для девушек, это невероятно обидно. Ведь они ожидают, что их внешним видом будут восхищаться – а на них даже не смотрят! Поэтому вторая по распространённости пара в современном мире – визуал + кинестетик – с большой вероятностью первая по количеству разводов. Конечно, если людей связывает не только секс – они без труда найдут взаимопонимание в интимной жизни, несмотря на такую существенную разницу в восприятии. Но если возникнут проблемы где-то выше физического уровня – секс точно не станет связующим звеном и скорее будет дополнительным аргументом в пользу разрыва отношений.

Маска

Несколько иначе обстоит дело в достаточно редкой паре кинестетик + кинестетик. С одной стороны, в интимных отношениях в этом союзе всё идеально. Двое кинестетиков всегда смогут сделать друг другу приятное, им не надо притираться или искать какие-то компромиссы в постели. Но то, что для визуалов целый волшебный мир со своими сказочными ритуалами, без которых они не мыслят совместной жизни, для кинестетиков всего лишь секс. Да, здесь просто океан приятных ощущений, возможность в полной мере реализовать свою страсть к прикосновениям и получить ни с чем не сравнимый тактильный отклик, однако кинестетики не делают из секса культ. Они ценят комфорт, но помимо комфорта физического есть комфорт совсем другого уровня, и когда они его не ощущают – секс не будет иметь для них никакого веса.

Кадр из фильма "Пустой дом" (2004)

Есть и ещё одна причина, по которой кинестетик считается сложным партнёром в семье. Пытаться разозлить кинестетика – всё равно, что играть с огнём. Дело в том, что если визуалы и аудиалы в порыве злости кричат, используют богатую мимику или демонстративно уходят как минимум в другую комнату, чтобы выразить своё ярое неудовлетворение, кинестетики начинают швырять вещи, стучать кулаками по мебели или даже бить посуду. Если в этот момент не предпринять никаких мер для сглаживания конфликта и продолжить нагнетать обстановку, кинестетик вполне способен перейти тонкую грань, когда простая злость трансформируется в опасное состояние аффекта, и, оставшись наедине с инстинктами, натворить немало глупостей. К счастью, кинестетики в большинстве своём спокойны и уравновешены, но если они делятся с вами информацией о том, что их может вывести из себя – стоит принять её во внимание. Возможно, в их жизни уже была неприятная ситуация, когда они теряли над собой контроль, и им явно не хотелось бы пережить её снова.

Впрочем, есть у адептов тактильных ощущений и плюсы, важные в семейной жизни. Кинестетикам не приедается внешность партнёра. Если визуал уже через пару лет совместной жизни наверняка заскучает от привычного любимого образа и попросит партнёра сделать что-нибудь с волосами, добыть кубики, пересмотреть гардероб или ещё как-то поменять имидж, то его идеологический антипод в лице кинестетика ратует за стабильность. Ведь партнёра он выбирал не по одёжке и не по фигуре – он нашёл в нём столь необходимый ему комфорт. До тех пор, пока в отношениях присутствует это ощущение комфорта, у кинестетика не будет запроса на изменения. Но даже если этот коктейль из ощущений, именуемый душевным комфортом, изменит свой вкус не в лучшую сторону – кинестетику никогда не придёт в голову предложить своему спутнику жизни измениться внешне, он будет искать корень проблемы совсем в других местах.

Самая существенная разница между визуалами и кинестетиками – это память. То, как они запоминают и что вспоминают. Визуалам проще воспринимать картинки, фотографии, в крайнем случае – богато иллюстрированный текст. Цвет, размеры, форма – всё это визуал легко запомнит, а затем сможет с высокой точностью воспроизвести хоть устно, хоть письменно. Кинестетики часто кажутся какими-то рассеянными и невнимательными, потому что никак не могут запомнить какую-то простую для визуалов информацию. Да, кинестетикам сложно воспринимать данные на слух и в виде текста без дополнительных стимулов. Например, текст кинестетик запомнит гораздо лучше, если сам его запишет, причём не столь важно, под диктовку он это будет делать или же самостоятельно читая книгу. Будет действие – триггер, который активизирует память. Если нужно сказать кинестетику что-то действительно важное – достаточно к нему прикоснуться. Даже не обязательно при этом смотреть ему в глаза: информация, которую вы до него донесёте, будет привязана к действию — прикосновению, чего будет вполне достаточно, чтобы он не позабыл ваши слова. Есть и ещё один эффективный способ активизации памяти у кинестетика – о нём я обязательно расскажу ниже по ходу заметки.

Гусиное перо

Помимо того, что между визуалами и кинестетиками есть существенная разница в процессе запоминания информации – так они ещё и по-разному вспоминают. Визуал выуживает из памяти статичную картинку, описывая её цвета, размеры и формы. Кинестетики, как мы выяснили, визуальную информацию воспринимают плохо. Их память хорошо запоминает динамику — какое-то движение или действие. Также кинестетик может запомнить ощущения в тот момент, когда его или кого-то вокруг переполняют эмоции. Обращаясь к памяти, он может из слепка ощущений восстановить не только какие-то визуальные образы, связанные с запомненным событием, но и то, что в тот момент казалось несущественным. Конечно, не стоит удивляться, если ваш собеседник, рассказывая о каком-то давнем событии, назовёт точную дату, а то и время. Это всего лишь особенность его памяти. И вы можете не сомневаться, что события, о которых будет рассказывать кинестетик далее, произвели на него неизгладимое впечатление.

Раз уж речь зашла о разговорах, то стоит заметить, что кинестетики – не слишком хорошие собеседники. «Меньше слов, больше дела!» — вот их девиз. Но когда тактильных людей всё же удаётся разговорить — их можно опознать среди визуалов и аудиалов по характерным особенностям общения. Во-первых, кинестетики очень редко смотрят собеседнику в глаза, чаще всего они будут смотреть на ладони, а если разговор происходит в движении – то на ноги. Во-вторых, они не строят длинных предложений и почти не используют интонацию для выделения определённых слов. В-третьих, кинестетики при общении в меру возможностей жестикулируют и используют мимику, а также стараются находиться как можно ближе к собеседнику. Некоторые эти особенности вызывают непонимание у представителей других типов восприятия. Например, аудиал будет недоволен монотонностью и краткостью изложения кинестетика, а визуал из-за нежелания собеседника смотреть в глаза начнёт необоснованно подозревать визави в том, что тот говорит неправду. Кроме того, визуалам необходимо иметь возможность осмотреть собеседника с головы до ног, а кинестетик, максимально сокращая дистанцию вплоть до физического контакта, не даёт ему такой возможности.

В процессе общения кинестетиков можно также узнать по определённым словам и оборотам речи. Например, там, где визуал скажет «Видится мне», кинестетик наверняка скажет «Я чувствую». Глаголов, связанных с движением, в его речи также будет немало, а с учётом неразговорчивости – запредельно много. Кроме того, адепты тактильных ощущений любят разбавлять обычные слова и формальные фразы определениями или причастиями, которые передают настроение и заставляют собеседника задействовать воображение и фантазию. Например, утро в его рассказе может быть хмурым, вдохновение угасающим, а отрицательные персонажи непременно будут источать негатив. В целом речь кинестетика будет сильно отличаться от той, что практикуют визуалы с их яркими образами, но полным отсутствием какого-либо действия.

И всё же, если вы рассчитываете на серьёзные отношения с адептами тактильных ощущений, вербальное общение придётся отодвинуть на второй план, поскольку оно не самое оптимальное. Кинестетиков необходимо трогать. Не обязательно по какому-то поводу (а уж по поводу – всенепременно). Если не прикасаться к кинестетику хотя бы час – он начинает грустить. Конечно, нужно быть готовым к тому, что и вы получите большую дозу невербального общения в виде поглаживаний, объятий, поцелуев и прочих разных прикосновений. И самое страшное, что вы можете сказать людям с тактильным восприятием – это фраза «Не трогай меня!». Кинестетики могут закрыть глаза на что угодно, но какими бы прочными вам ни казались отношения – после этих слов в них точно случится разлад.

Визуалы и кинестетики по-разному ведут себя в тех ситуациях, когда им нужно быстро принять решение в условиях недостаточного объёма объективной информации или при отсутствии необходимого опыта. Визуалам чуть проще в такой ситуации, поскольку значимая для них информация хоть в небольшом количестве да будет всегда. Они извлекут из этих крох максимум пользы и сделают правильный выбор. Кинестетикам, конечно, приходится сложнее. Этот мир не так часто балует их разнообразием тактильной информации или богатством эмоций. Впрочем, адепты тактильных ощущений научились жить и в столь неблагоприятных для себя условиях, и при принятии решений они полагаются на интуицию. Визуалам кажется, что их идеологический антипод действует наобум, но это, конечно же, не так. Любая ситуация даёт кинестетику отклик в виде определённого набора эмоций. Это может быть и целая лавина ощущений, когда действие происходит среди большого количества людей, и жалкие крохи, когда приходится иметь дело с нежелающим общаться и скупым на эмоции визуалом. И именно интуиция помогает кинестетикам быстро обработать целый ворох ощущений или принять верное решение в условиях ограниченного эмоционального отклика.

Суеверные визуалы частенько после приснившегося им сна открывают сонник и начинают смотреть, что сулит им увиденный во сне образ. Кинестетики же, какими суеверными они бы ни были, могут лишь посмеяться над такой странной для них книжкой, как сонник. Сложный сюжет с обилием действий – это именно то, что кинестетику удаётся выудить по утру из бессознательного. Тут впору не сонник искать, а брать гусиное перо и записывать очередную захватывающую повесть.

Отношение к кино у кинестетиков неоднозначное. Дело в том, что они воспринимают кинематограф не иначе как набор мелькающих картинок, и когда перед ними встаёт выбор – посмотреть кино или почитать книгу – они выберут печатную продукцию. Большинство современных развлекательных фильмов кинестетики просто не запомнят. Точно не стоит показывать им кино, снятое по заокеанским комиксам. С осторожностью и только парням – фильмы с погонями и перестрелками. Наверняка кинестетика зацепят фильмы с небольшим количеством героев, но сложным сюжетом – такое часто встречается в биографиях и нередко в драмах. И точно впечатлят фильмы, в которых присутствуют съёмки рук и губ крупным планом – они оказывают завораживающее действие на адептов тактильных ощущений.

Кадр из фильма "Прибытие" (2006)

Если же вы зовёте кинестетика в кинотеатр, можете смело выбрать любой фильм на свой вкус — вы никогда не услышите отказа. Ведь для вашего спутника поход в кинотеатр — это возможность потрогать вас в течение целых двух часов! Он может не запомнить сам фильм (а может даже и не смотреть его), но приятные ощущения от посещения кинотеатра сохранятся надолго вне всяких сомнений.

Кадр из фильма "О теле и душе" (2017)

Фотография с первого взгляда – стихия визуалов. Ведь они способны где угодно отыскать красоту и сделать снимок с наиболее выгодного ракурса. Кинестетики с таким положением вещей не спорят. Когда в их руках оказывается фотоаппарат – не стоит ждать на плёнке кадров неземной красоты с идеальной композицией и правильной гистограммой. Люди с тактильным восприятием предпочитают портреты крупным планом – по грудь. Также они изо всех сил стараются запечатлеть яркие эмоции, жертвуя любыми другими техническими и эстетическими параметрами. И, конечно, в их фотографиях будет немало динамики, их снимки точно не будут казаться застывшими. Впрочем, заметить фотографа-кинестетика можно ещё и во время съёмки – с большой вероятностью он будет в свободные от фотографирования моменты держать пальцы на кольце объектива и периодически вращать его.

Фотограф-кинестетик

Ещё более сложные отношения у кинестетиков с изобразительным искусством. Все эти идеальные золотые сечения, гармонии цвета, завораживающие пейзажи и неповторимые стили – не более чем пустые звуки для него. Единственное, что может порадовать его глаз в картинах – динамика. Причём движения в кадре должно быть значительно больше, чем рекомендуют в учебниках по изобразительному искусству. Буквально всё на холсте должно «шевелиться»! На картине девушка? Её нужно обязательно нарисовать с развевающимися на ветру волосами, со слегка приоткрытым ртом, а положение рук должно быть таким, чтобы они не казались застывшими на месте. Высший класс – закрытые глаза и однозначно передающая настроение девушки мимика. Нужно нарисовать урбанистический пейзаж? Можно добавить дым из выхлопных труб стоящих в ожидании автомобилей, размытые колёсные диски быстро движущихся машин, «зайчики» от солнца, гнущиеся от ветра кустарники – и кинестетик наверняка не пройдёт мимо. А если в классическом пейзаже не будет летящей птицы, мерцающей водной глади или опадающей осенней листвы – он может быть сколь угодно красивым, но останется непонятным для людей с тактильным восприятием. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем приглашать кинестетика в картинную галерею. Хорошо, если у вас будет заранее составленный план.

Художник Челин Санхуан

Кстати, среди художников редко, но встречаются и кинестетики. Как правило, они любят работать в экспериментальных техниках – там, где используется нестандартный художественный инструмент, требующий точного контроля пальцами, или необычное полотно с приятной на ощупь фактурой. Другими словами, художников-кинестетиков в их деле больше привлекают ощущения от процесса создания картины, а не результат. Думаю, никого не удивит, что среди татуировщиков и представителей боди-арта наверняка будет больше кинестетиков, чем визуалов.

Если вы заглянете в музыкальный плей-лист адептов тактильных ощущений, то вы наверняка найдёте в нём совершенно разную музыку. Однако меломанами их не назовёшь. Да, у них нет никаких особых пристрастий к жанрам. Но главный критерий музыки – насколько она соответствует их настроению в данный момент времени. Те пластинки, что сегодня кинестетик заслушал до дыр, завтра могут не вызвать в нём ни малейшего отклика и на неопределённое время отправятся пылиться в дальний угол. Есть только одно исключение – покружиться в медленном танце под соответствующую музыку кинестетики не откажутся ни при каких обстоятельствах. Кстати, именно кинестетиков нужно благодарить за то, что физические музыкальные носители вроде пластинок и компакт-дисков хоть и в незначительном количестве, но до сих пор выпускаются.

Если вы ищете безотказный вариант развлечений для кинестетика – то это, несомненно, активный отдых. Лучше, конечно, заранее поинтересоваться, что именно будет вашему спутнику по душе, но велосипед, ролики, коньки, лыжи ему можно предлагать смело. Даже если по каким-то причинам один из вариантов прошёл мимо него – кинестетик с удовольствием пополнит свою копилку навыков и, вне всякого сомнения, поблагодарит вас за то, что вы открыли для него новый мир.

Кинестетиков сложно назвать дисциплинированными водителями. Конечно, это не значит, что они будут ради комфорта и удобства нарушать все мыслимые и немыслимые правила. Но они любят скорость – и при первом же удобном случае, убедившись в безопасности, с удовольствием утопят газ в пол. В их лексиконе нет понятия «слишком быстро». Помню, летом 2018 года я ехал в машине из Кемерово в Лесную Поляну. Девушка за рулём, увидев прямой и свободный от машин участок длиной никак не меньше километра, придавила педаль газа, и уже через несколько секунд на спидометре появилась цифра 180.

— Не страшно? – спросила меня симпатяшка в митенках с яркими искорками в глазах, нарушив правила на шестизначную сумму.
— Если разгонишься до трёхсот, то у меня наверняка будет оргазм, — ответил я ей с довольной улыбкой на лице.

Кстати, я был немало удивлён, когда первый раз оказался в машине у этой девушки. Логично предположить, что кинестетики с большей охотой возьмут машину с ручной коробкой передач. Но в машине девушки я увидел маленький переключатель P-N-D-R. Разумеется, я решил прояснить ситуацию.

— Женя! Ты ведь такая трогательная девушка, любишь оценить всё на ощупь. Скажи, а почему же у тебя в машине автоматическая коробка передач?
— Машина должна быть в первую очередь удобной! – ответила девушка, открыла бардачок и неспешно надела на руки кожаные митенки. – А когда нужно постоянно дёргать какой-то рычаг и жать лишнюю педаль – это вряд ли можно назвать удобством.

Этот пример я привёл не случайно. Далеко не всегда с помощью наблюдения со стороны можно однозначно определить тип восприятия. Но достаточно поинтересоваться критериями выбора или мотивами поступков – и тогда уже не останется никаких сомнений в том, с кем вы общаетесь. По той же причине – из-за неочевидной мотивации – невозможно точно сказать, в какой стезе можно отыскать кинестетиков. Если даже в таких казалось бы полностью визуальных профессиях, как художники и фотографы, могут по определённым причинам оказаться и адепты тактильных ощущений, то и обратная ситуация тоже вполне возможна, когда, например, в определённые виды спорта приходят визуалы, готовые продемонстрировать всем свою красоту, грацию и гибкость. Я знаю лишь одно место, где точно не встретишь ни визуала, ни аудиала. Когда я захожу в массажный кабинет – я не сомневаюсь, что по ту сторону двери меня ждёт кинестетик.

 

Часть 2. Зеркало

Эта история началась в далёком 2017 году, тёплым летним вечером.

— Как только я увидела этого красавчика на первом свидании, я сразу поняла: вот он, отец двух моих будущих детей! – сказала мне девушка.

А так всё закончилось – морозным и вьюжным февральским утром в 2021 году.

— Сегодня в моём паспорте появилась ещё одна печать. Теперь я свободна.

Конечно, если вы ознакомились с первой частью моей заметки – у вас нет никаких сомнений в том, что девушка визуал на 146 процентов. Да, всем нам с самого детства, через сказки навязывают миф о любви с первого взгляда. Но, как правило, он начинает развеиваться ещё в подростковом возрасте. Со временем люди осознают, что тело имеет свойство меняться, причём не всегда в лучшую сторону, а отдельные элементы внешности можно преобразить до неузнаваемости в ближайшем салоне красоты. И всё же небольшая прослойка непоколебимых визуалов даже в достаточно зрелом возрасте ставит внешность во главу угла. Когда речь заходит о поиске спутника жизни – на первом месте для них будет облик, соответствующий их идеалу.

Стоит заметить, что общение с девушкой, которая решила мне поведать эту историю, было достаточно рваным. Она живёт в соседнем областном центре, поэтому за десять лет знакомства мы с ней общались лично всего лишь пять раз. Бывало и так, что несколько лет мы с ней не даже не переписывались, поскольку предавали друг друга анафеме из-за непонимания. Так произошло и в 2018 году, когда её отношения с будущим мужем и предполагаемым отцом её детей только начинали складываться. Спустя три года, в январе 2021-го, когда мы вновь начали общаться, я, конечно, расспросил её о семейной жизни – и с удивлением узнал, что её фактически больше нет, а через несколько дней она перестала существовать и формально.

Со свойственной мне деликатностью я не интересовался у девушки подробностями. У нас с ней были и более позитивные темы для общения. И я даже в начале октября приехал в Новосибирск, чтобы погулять с этой симпатяшкой по неизвестным мне ранее уголкам большого города. Когда мы с девушкой проходили по обновлённой набережной, она предложила пройти к одному из арт-объектов. На небольшом бутафорском заборе я увидел огромное количество замков с сердечками, среди которых девушка с грустью показала мне тот, что она вешала вместе с мужем в день свадьбы.

Я в своей жизни и сам бывало грустил об ушедших отношениях. Ведь мне, как ярому кинестетику, не получается руководствоваться принципом «С глаз долой – из сердца вон». Но постоянные воспоминания о «лучших» днях вызывают дискомфорт – а с ним уже приходится активно бороться. В тот момент, у забора на набережной, я словно смотрел в зеркало и видел себя со стороны, когда отношения уже ушли, но забыть о них не получается.

Спустя две недели, 19 октября 2021 года мы встретились с девушкой в очень странном месте — на полпути между теми городами, где мы с ней живём. В этот раз у нас было больше времени для общения, и я всё-таки решил узнать, что же могло погубить семейную идиллию и заставить девушку развестись с красавчиком, о котором она так мечтала. И вот что поведала моя спутница.

— В квартире он постоянно устраивал беспорядок. Одежда, железки и даже детали машины лежали повсюду – на полках, на столе, на подоконнике, — пожаловалась мне девушка. – Однажды я наорала на него и заставила ликвидировать этот бардак, так он демонстративно смахнул всё с полок на пол и закатил истерику чуть ли не до слёз.

Конечно, девушке-визуалу нужен идеальный порядок в доме, чтобы всё лежало на известных местах и не резало глаз. При необходимости всё быстро находится, достаётся, используется по назначению и вновь укладывается на положенное место. Но её муж вёл себя как кинестетик. «Зачем что-то прятать в ящик или в шкаф, если это в обозримом будущем может понадобиться? Пусть лежит на виду или рядом – так ведь удобнее». В итоге – спор, ссора и пострадавшие в порыве злости вещи. А ведь можно было договориться, например, делать в квартире влажную уборку по очереди – и уже после второй уборки муж бы задумался о том, как уложить свои вещи, чтобы махание тряпкой не затянулось на часы. Но девушка не понимала, почему её избранник так себя ведёт, и не понимала, как можно попытаться изменить его поведение, чтобы все были довольны.

Впрочем, по беспорядку в квартире делать какие-то выводы рано. Послушаем, что ещё поведает симпатяшка.

— Когда ему нужно было ехать в метро, он брал с собой огромные строительные наушники, — рассказала девушка. – Сколько я ни говорила ему, что они смотрятся ужасно, он игнорировал меня и утверждал, что только они позволяют ему не слышать грохот вагонов.

Если адепту тактильных ощущений что-то кажется некомфортным – то источнику дискомфорта объявляется война. Беспощадная. Полномасштабная. До конца. Здесь может быть только один победитель – либо кинестетик, либо дискомфорт. Вместе они никогда не уживутся. Кинестетик перепробует всё и потратит неадекватное количество финансов с точки зрения идеологических оппонентов, лишь бы привнести в свою жизнь больше комфорта. И, конечно, кинестетики ни на секунду не задумаются над тем, как может выглядеть решение их проблемы со стороны. Девушка апеллировала к тому, что было совершенно не важно для её мужа – и потому не встретила ни малейшего отклика с его стороны. А ведь можно было на выходных зайти с мужем в магазин электроники и ненавязчиво предложить ему померить аккуратные с виду наушники с активным шумоподавлением, коих сейчас выпускается немало и которые бы наверняка обеспечили не меньший комфорт в метро.

Теперь уже можно сказать, что тот красавчик, которого девушка выбрала в мужья, скорее всего кинестетик. Но неужели беспорядок в квартире и большие наушники привели в итоге к разводу?

— Он всегда покупал себе одежду большего размера, чем нужно, — поведала девушка. – Однажды он пришёл домой в пуховике никак не меньше 60 размера, который выглядел на нём как на корове седло.

Здесь следует сделать важное замечание. И девушка, и её избранник – люди довольно крупные. Кроме того, моей собеседнице было чем похвастаться в плане фигуры, при своём 52 размере она была обладательницей осиной талии. И, конечно, она старалась подбирать себе одежду, сидящую по фигуре, которая бы выгодно подчёркивала её достоинства. Мужу же (58 размера, на секундочку) от одежды нужны были лишь удобство и физический комфорт. Это настоящее поле битвы между визуалами и кинестетиками. И если в ситуациях, приведённых выше, можно относительно быстро найти решение, которое устроит обе стороны, то в случае с одеждой всё сложно. Здесь нужен персональный подход, знание интересов и увлечений друг друга, возможно, даже немного манипулирования, но только если есть уверенность, что оно не заденет партнёра. Кинестетик должен чётко понимать, что в его жизни будет больше комфорта, удобства или чего-то другого — очень важного для него — если на нём окажется чуть менее объёмная одежда с несколько меньшим количеством любимого хлопка.

Бывают и такие разногласия между визуалами и кинестетиками, где решение казалось бы лежит на поверхности, но одна из сторон в силу определённых причин неспособна его увидеть.

— Он категорически отказывался чистить зубы по утрам и вечерам, — пожаловалась девушка. – Что я только ни делала, чтобы приучить его! Всё было тщетно.

Таков порядок. Два раза в день нужно чистить зубы. Для девушки-визуала было удивительно узнать, что её избранник этот порядок нарушает. Она отчитывала мужа, оставляла ему по всей квартире листки с напоминанием, слала гневные SMS, угрожала, предавала анафеме и пр. Смешно? Я тоже тогда с трудом удержался от смеха и задал ей вопрос.

— Может, стоило ему сказать, что у него неприятный запах изо рта?
— Да я на запах изо рта вообще внимания не обращаю, — ответила мне девушка. – Запах из-за тонзиллита, а он у каждого первого.

Видите, в чём проблема? То, что не имеет никакого значения для кинестетика, для визуала почва под ногами, и наоборот. Да если девушка хотя бы заикнулась мужу о том, что ощущает неприятный запах от него – он бы и три раза в день зубы начал чистить безо всякого напоминания, да ещё бы и ополаскиватель купил. Только со своей визуальной колокольни моя собеседница этого увидеть не могла.

— Но знаешь, что меня добило окончательно? – открыла секрет девушка. – Перед Новым Годом он купил себе шапку-ушанку из енота! Ушанку! В 2020 году! Сказал, что только в ней у него не мёрзнут уши. Это уже было выше моих сил.

Да, это был крик души в исполнении девушки. Конечно, ни один визуал ничем не сможет оправдать огромную объёмную шапку-ушанку, да ещё и из такого длинношёрстного меха, как енот. Даже если за бортом 40 градусов мороза (что в наших краях редко, но всё же случается) – визуал скорее помёрзнет и наденет в меру толстую и в меру модную вязаную шапку с подкладом, чем облачится в ушанку, в которой ему будет гарантированно тепло. А вот его визави в лице кинестетика не потерпит ни секунды физического дискомфорта. Если он замерзает – это катастрофа. И потому в моём гардеробе, несомненно, тоже есть шапка-ушанка из тёплого и приятного на ощупь енота.

Шапка-ушанка с мехом енота

Когда мне нужно куда-то выбраться из дома при температуре ниже -35 градусов – я надеваю именно эту шапку, потому что в любых вязаных уши уже замерзают. Но я и представить не мог, что эта шапка с фотографии выше может стать поводом для развода. Тем не менее так и случилось в отношениях моей собеседницы и её мужа. На следующий день в 20-градусную декабрьскую стужу они отправились в ЗАГС и подали заявление на развод.

После всего, что я услышал, у меня возник лишь один вопрос. Девушка от этих отношений хотела детей – она никогда этого не скрывала. Но что заставило её возлюбленного-кинестетика отказаться от комфортной холостяцкой жизни и заключить брак с совершенно неподходящей ему девушкой? Я максимально корректно сформулировал вопрос – и моя рассказчица приоткрыла завесу тайны.

— На него надавили родители, — объяснила девушка. — Его мама очень хотела внуков.

Вновь мы видим с одной стороны баррикад порядок (острая необходимость завести семью и детей), а с другой комфорт (довольные родители). Никто не собирался проигрывать. Никто не задумывался о том, что можно хотя бы попытаться пойти на какие-то уступки. И никому даже в голову не пришло зайти к психологу. Как бы специалист ни отрицал теорию о доминирующих каналах восприятия, но в данном случае всё шито настолько толстыми и режущими глаз белыми нитками, что было бы достаточно и одного посещения для сохранения отношений. Однако вместо этого девушка пропадала в центре планирования семьи, а парень – в гараже с машиной и друзьями.

И тут я неожиданно вспомнил тот момент, когда девушка впервые оказалась в квартире своего возлюбленного осенью 2017 года. Конечно, в убранстве его жилища было много непривычного, и всё же одна деталь просто задела её за живое.

— В этой квартире нет ни одного зеркала. Для меня это дико, — призналась она.

Зеркало – одна из самых надёжных лакмусовых бумажек. Если вы зайдёте в квартиру и не обнаружите там зеркал – не сомневайтесь, визуалы здесь не живут. Ещё тогда я хотел предупредить девушку о том, с кем она имеет дело и как ей будет непросто. Но я вспомнил те короткие ролики и фотографии, что она мне показывала месяцем ранее и где она чувствовала себя самым счастливым человеком рядом с этим парнем – и решил не вторгаться в почти семейную идиллию со своими наблюдениями. Теперь же, когда идиллия бесславно закончилась, я напомнил девушке о её первом появлении в квартире уже бывшего мужа. Симпатяшка удивилась, что я запомнил столь мелкую и уже не имеющую никакого значения деталь.

— Вы тогда купили зеркало? – поинтересовался я.
— Конечно! – ответила девушка. – Я ведь не могу без зеркал. Но в конце прошлого года во время очередной ссоры он швырнул в него тяжёлый предмет и разбил.

Я уже слышу рукоплескания суеверных читателей. Разбитое зеркало как предвестник несчастья в виде разрушенных отношений и развода. Нарочно не придумаешь. Хотя на самом-то деле парень просто выбрал в качестве мишени самый чуждый ему предмет интерьера и выместил на нём свою злость, а отношения превратились в руины гораздо раньше.

И я бы никогда даже не вспомнил о том случае из далёкого 2017 года и не написал бы вторую часть этой заметки, если бы не один нюанс. Я слушал рассказ девушки в темноте. С закрытыми глазами. Это тот секрет активизации памяти у кинестетиков, о котором я обещал рассказать в первой части. Да, адепты тактильных ощущений не слишком хорошо воспринимают информацию на слух, быстро её забывая, однако стоит им только отключить визуальный канал – и их память начинает работать совершенно по-другому, позволяя создать слепок ощущений и быстро отыскать похожий набор эмоций в своём прошлом. И это не просто особенность памяти. Это оружие, которое кинестетикам можно и нужно использовать в захваченном визуалами мире. Оружие не менее эффективное, чем белый лист для адептов творчества в мире потребления. То, что потребители назовут пустотой, от чего в страхе убегут, от чего захотят срочно избавиться, творческие люди способны превратить в такое произведение, которое не забудется годами и даже десятилетиями. Также и с темнотой: визуальное большинство искренне верит в то, что они видят больше и лучше, но кинестетикам бывает достаточно лишь ненадолго закрыть глаза, чтобы во всей красе продемонстрировать визуалам, насколько они слепы.

This entry was posted in Арт, Сюрреализм. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий