Издавна люди всеми силами стараются сохранить преходящую красоту этого мира. Пусть он коварный, жестокий и местами бесчеловечный — тем ценнее становится обнаруженная в нем красота. Тысячелетия назад люди были ограничены в способах консервации красоты. Как вариант — они использовали бесчисленное множество способов, возможно даже неизвестных нам, но до людей 21 века та далекая красота добралась разве что в виде рисунков на скалах.
Прошли тысячелетия — и научно-технический прогресс подарил нам немало способов остановить мгновение и передать его в будущее, поделиться яркими впечатлениями с теми, кто по тем или иным причинам не смог присутствовать в эпицентре прекрасного. Самыми популярными способами запечатлеть интересные моменты настоящего можно назвать фотоаппарат и видеокамеру. Наверное, в 21 веке сложно будет найти тех, кто бы не имел пусть простенькую, пусть всего лишь в телефоне, но камеру. Для тех, кто не признает полумеры, современная промышленность готова предложить цифровые зеркальные камеры на любой вкус. Как-то особняком здесь стоит классическое изобразительное искусство. Все-таки рисование маслом на холсте доступно далеко не каждому. Но после созерцания картины на белоснежном льняном холсте изображения на экране монитора кажутся тусклыми и совершенно безжизненными. И потому я белоснежной завистью завидую тем, кто не поддался на провокации и остался верным холсту и кисточкам :).
Но сегодня я бы хотел поговорить о другом направлении в развитии научно-технического прогресса. Пару недель назад порывы, исходящие из самых темных, абсолютно неизведанных уголков души, привели меня на окраину города в магазин под названием «Технопойнт». Несмотря на то, что мне обещали в этом магазине полное отсутствие консультантов, ко мне после выбора товара на терминале подошла девочка и попыталась помимо всего прочего узнать, как мне удалось найти их магазин :). Из их магазина я вышел не с пустыми руками. Моей добычей оказалась коробка небольших размеров, но ощутимого веса.
Диктофон? Не совсем. Классический диктофон предназначен для записи речи. И большинство современных диктофонов неплохо справляются с этой задачей. Olympus LS-5, конечно, в наилучшем виде запишет и речь, в этом можно ни на секунду не сомневаться. Однако два правильно расположенных огромных микрофона с ветрозащитой и поддержка формата LPCM 96 килогерц / 24 бита намекают на то, что ему можно найти куда более подходящее применение.
В этом устройстве нет встроенного GPS или утюга, оно не разбудит вас в 6:30 утра и не выпустит вас в интернет, но вы можете не сомневаться, что где бы вы ни очутились — он запишет происходящее с максимально возможным качеством. Управление и настройка реализованы просто отменно. Вы можете полностью положиться на автоматику устройства — и оно само подберет лучшие параметры записи. Вы можете почувствовать себя звукорежиссером и поиграться со всевозможными ручными настройками. Причем устройство не даст вам совершить необдуманные поступки. Например, в режиме записи MP3 у Olympus LS-5 доступны опции настройки стереопанорамы. Если же вы выставите студийное качество (LPCM 24 бита) — опции стереопанорамы вам будут недоступны, что, согласитесь логично. Чувствительность микрофона можно регулировать крутилкой на торце. Гораздо удобнее, чем кнопки + и -, как на большинстве диктофонов. При включении предварительной записи вы будете видеть уровни сигнала, воспринимаемые микрофонами, что позволяет настроить их максимально точно до начала записи. Также к вашим услугам два уровня усиления и обрезка низких частот. Последняя функция будет крайне полезной в помещениях с резонансом. Например, в моей комнате колонки с открытым портом фазоинвертора дают такой жуткий гул, что его потом не удалишь ни в каких редакторах.
Устройство можно использовать для оцифровки с аналоговых источников — на торце справа имеется линейный вход. Кроме того, к диктофону можно подключить внешний микрофон, если имеющиеся по каким-то причинам не устраивают. На правом торце есть выход на наушники и регулятор громкости. При желании можно использовать диктофон как MP3-плеер, но мало кого устроит небогатый функционал проигрывателя.
Качество сборки у диктофона выше всяких похвал. Большая часть корпуса выполнена из металла. Из металла же сделаны три кнопки на передней панели и джойстик. Колесики для настройки уровня громкости и уровня записи несмотря на малый размер имеют шкалу.
Такого понятия, как люфт, здесь нет в принципе. При этом не забыта и эргономика. Все элементы управления находятся в правильных местах. Нижняя часть корпуса помимо динамика оборудована гнездом для штатива и четырьмя маленькими, едва заметными резиновыми ножками, которые предотвращают перемещение диктофона, когда он лежит на столе.
Многих могут отпугнуть размеры диктофона и его вес. Он очень крупный и очень тяжелый. Ни один современный смартфон не весит столько же, а габариты можно оценить в сравнении с одним из самых крупных телефонов — Samsung XCover GT-B2710:
Немалые размеры и вес достигаются не в последнюю очередь за счет применения непривычных для устройств такого класса батареек/аккумуляторов формата АА. Кстати, в комплекте идет пара алкалиновых батареек от Panasonic, которые я еще до сих пор не разрядил.
Для галочки упомяну о том, что к устройству можно подключить ПДУ и внешний адаптер питания. Общение с компьютером проходит по привычному интерфейсу USB, устройство представляется как обычный съемный диск объемом 2 гигабайта. Также есть слот для карт памяти Secure Digital, готовый принять карты до 32 гигабайт. Даже для самого тяжелого формата по моим расчетам будет вполне достаточно карты 4 класса.
В отличие от побывавшего у меня в мае MP3-плеера Texet, этот диктофон по крайней мере внешне отстоял свое право на существование. Но как он справляется со своей функцией? Если честно, я боялся некоторого разочарования и потому не рискнул испытать его своей любимой Сарой. Для испытаний была взята песня Сандры под названием «Forever». Здесь нет широчайшего динамического диапазона и проникновенного девичьего вокала, но зато есть то, что может озадачить любой микрофон — мощные и глубокие басы в районе 60 герц. Конечно, мои колонки не способны воспроизвести всю их глубину и мощь по причине полочной конструкции, но даже на слух басов было с избытком. Диктофон был установлен на штатив в метре от колонок, использовались автоматические настройки без фильтра низких частот.
Полученная запись (WAV, 96kHz/24bit Stereo) была преобразована в формат MP3 320kbit/48kHz Stereo. Результат вы можете послушать:
Запись получилась превосходной. В начале записи хорошо слышен щелчок мыши. Да, в отдельных моментах все-таки присутствует гудение — но лишь там, где в оригинале колонки также опускались до гудения, пусть и не так заметно на слух. Также чуть-чуть пострадала стереопанорама, но это уже вина комнаты, при расстоянии между колонками чуть больше метра, да еще и почти вплотную к стене получить широкую сцену довольно сложно. В остальном же запись выше всяких похвал. И инструменты, и голос звучат именно в том виде, в каком они воспроизводились колонками. Нет недостатка в высоких частотах.
Боевые испытания в условиях концертных залов я планирую провести этой осенью. В планах у меня как эстрадные концерты, так и симфонические.