Макото Синкай. Сад слов
avatar

Нелегко жить в этом мире,
когда в паспорте тебе совсем не столько лет,
сколько в душе.

Аниме – это не совсем мой жанр. Было даже такое время, когда он вызывал у меня неприятие – но лишь потому, что областное телевидение в начале 90-х годов прошлого столетия выбрало не самое удачное аниме для показа («Чудотворные рыцари»). На десять лет аниме пропало из моей жизни. В начале тысячелетия я познакомился с рыжей девушкой, которая была без ума от аниме, и она решила приобщить меня к японской мультипликационной культуре, но уже правильно. Она знала, какие произведения кино и анимации мне нравились на тот момент – и с учетом этих знаний предложила мне именно то аниме, которое меня действительно зацепило. И потому уже десятилетие я отношусь к аниме с пониманием. Я знаю, что оно бывает разным. И если я вдруг слышу слова «Я ненавижу аниме!» — я прекрасно понимаю, что это не более чем стереотип, основанный на каком-то одном не совсем удачном просмотре.

С тех пор, как аниме появилось в моей жизни со знаком плюс, прошло уже целое десятилетие. Уже давно я не общаюсь с той рыжей симпатяшкой, что заставила меня взглянуть на аниме иначе. Но я всегда буду благодарен ей за то, что она не побоялась. Не побоялась избавить от каких-то глупых, совершенно ненужных предрассудков, несмотря на то, что я ей говорил о своем неприятии аниме и неудачном опыте из детства. Я сопротивлялся, но она не сдалась. И лишь благодаря ей я сейчас пишу эту странную заметку.

За десять лет многое изменилось не только в моей жизни, но и в мире аниме. Не скажу, что я следил за развитием аниме. Скорее наоборот. Но однажды в 2008 году я случайно увидел в сети отзывы на аниме Макото Синкая под названием «Пять сантиметров в секунду». Они были в высшей степени необычными. Люди практически в один голос рассказывали о том, что они не встречали ничего более красивого и ничего более грустного. Причем многие рецензенты признавались, что они либо вообще не смотрели аниме ранее, либо относились к нему скептически. А уж когда я увидел кадр из этого произведения – в этом мире не нашлось бы ничего, что смогло бы убить мое желание посмотреть это аниме.

Нередко бывает так, что ждешь от просмотра произведения чего-то волшебного, необычного (особенно после восторженных отзывов) – а в итоге получаешь не более чем разочарование. Но даже сейчас, спустя пять лет, я могу сказать, что из всех просмотренных мной в том году произведений именно «Пять сантиметров в секунду» подарили мне самые яркие впечатления! Нереально романтичная и нереально грустная история о светлых чувствах, которым даже время и расстояние не смогли противопоставить ровным счетом ничего. И, конечно, в этом аниме, как и во всех произведениях Синкая, в высшей степени необычная графика. Пейзажи и казалось бы второстепенные, не имеющие никакого отношения к повествованию предметы отрисованы с высочайшей детальностью, я бы даже сказал с трепетом. В то же время фигуры основных персонажей почти схематичны. Это визитная карточка Макото Синкая, благодаря которой вы не спутаете его произведения с чьими-либо другими.

После приятного шока, в котором я пребывал в результате просмотра «Пяти сантиметров в секунду», я решил ознакомиться с другими произведениями Макото Синкая. Во всех своих произведениях автор показывает необычные грани романтики – такие, какие вы вряд ли найдете в любых других произведениях. Синкай посылает на головы романтиков самые страшные, самые немыслимые испытания. Светлые чувства в его произведениях проверяются не только расстоянием («Голос далекой звезды») и временем («За облаками»), но и совершенно разными мирами («Ловцы забытых голосов»). И пусть во всех его произведениях столь разный и не всегда предсказуемый финал – после просмотра любого аниме Макото Синкая ни у кого не останется сомнений в том, что романтики – странные и даже в чем-то страшные люди. Они готовы закрыть глаза на весь мир, ждать десятилетия и проплыть тысячи миль сквозь настоящий ад лишь для того, чтобы подарить своей пассии капельку внимания и тепла.

В этом году Макото Синкай представил свое очередное произведение под интригующим названием «Сад Слов». Отличается ли это аниме от других произведений Синкая? Да. На этот раз яркие и светлые чувства двух людей не разделены преградами, которые, как выяснилось, для романтиков и не преграды вовсе. Более того, на протяжении сорока минут (именно столько длится аниме) расстояние между влюбленными не превышает одного шага. Дождь сближает их в небольшой беседке посреди безмятежного сада. И казалось, что вот она – идиллия, то, о чем все мечтают и к чему стремятся. Но Макото Синкай заготовил для романтиков предательский удар в спину. Стереотипы. Предрассудки. Никто не предполагал, что они выйдут на сцену. Никто не был к ним готов. Да, вместо беседки – комфортабельный дом. Но это лишь руины. Руины романтики.

Иногда наступают такие моменты, когда уже никому не важно, насколько юна твоя душа. Кто-то должен быть мудрее. Кто-то должен вовремя закрыть глаза. Не для того, чтобы убежать от проблем – а чтобы заметить то, чего глаза просто не в силах увидеть. Кто-то должен вовремя потерять слух. Не для того, чтобы не слышать слова – а чтобы прислушаться к тому, что не уловит никакое ухо. Но даже когда сквозь завесу на мгновение прорывается яркий луч, когда приходит понимание того, что же делать с этими чертовыми предрассудками – в дело наверняка вмешается гордость. Всего один шаг – но как же трудно его сделать! Один шаг, один безумный поступок, способный уничтожить стереотипы и искоренить зло, поставившее под угрозу существования столь светлые чувства. Да, романтика – настолько нелогичная субстанция, что она требует от людей безумных поступков, чтобы они были мудрее.

Sad

This entry was posted in Арт, Романтика, Сюрреализм. Bookmark the permalink.

One Response to Макото Синкай. Сад слов

  1. Pingback: Сон #53: Комментарии. Часть 2: Беседка | Inadequate Perception

Добавить комментарий