Аромат зеленой папайи
avatar

Мне нравятся фильмы, отличающиеся немногословностью. Режиссеры часто любят вкладывать в уста актеров какие-то умные слова, но они настолько контрастируют с мимикой и жестами героев и настолько не подходят окружающей обстановке, что вызывают стойкое сильное неприятие. Фильм должен оставлять впечатления. Желательно настолько мощные, чтобы они не ослабевали со временем, чтобы захотелось вернуться к фильму и пересмотреть его. Очень немногие режиссеры понимают, что даже самые небанальные диалоги и монологи быстро забываются. И очень редкие режиссеры умеют снимать фильмы так, что слова оказываются совершенно ненужными, лишними.

Около недели назад знакомая девочка из Иваново предложила мне сдуть пыль времен с фильма под названием «Аромат зеленой папайи». Обычно я читаю отзывы о фильме или даже смотрю рекомендации на имхонете, но так получилось, что этот фильм я решил посмотреть экспромтом, без предварительной подготовки. И поскольку фильм относился к артхаусу — я ожидал от «Аромата зеленой папайи» чего-то необычного, возможно даже выносящего мозг.

Аромат зеленой Папайи

Это был один из тех редких случаев, когда фильм превзошел все мои самые смелые ожидания! В этом шедевре органично соединилось все, что мне нравится. Оператор постарался на славу и смог захватить красивейший видеоряд в крайне ограниченном пространстве. В его распоряжении было всего два небольших дома — но во время просмотра эти рамки совершенно незаметны. И при этом не возникает ощущения дежавю. В каждом новом сюжете привычные уголки дома преображаются до неузнаваемости, выглядят совсем иначе, не так, как раньше. Но повторы режиссером все-таки используются, и используются очень грамотно — с их помощью показываются незыблемые, непреходящие ценности, на которые время не оказывает никакого влияния.

Артхаус? Нет, я бы не рискнул отнести «Аромат зеленой папайи» к артхаусу. Это драма. Но драма не совсем обычная. Ни на секунду во время просмотра не возникает ощущения фальши. Смотришь и веришь, что так действительно живут в современном Вьетнаме. Отношения между людьми показаны, наверное, не по-европейски. Может показаться, что в них мало экспрессии, но опять же нет ни намека на фальшь. В фильме на редкость мало диалогов, и режиссер по ходу фильма старательно уменьшает их количество, выводя на первый план невербальное общение и субстанции, которые невозможно описать никакими словами. Живопись. Скульптура. Музыка. Вдохновение. Страсть. Мир постепенно становится совсем безмолвным, но эти последние безмолвные пятнадцать минут несут в себе на порядок больше информации, чем предыдущие полтора часа. Именно эти волшебные минуты, где слова становятся чем-то чужеродным, вызывают неприятие, нарушают идиллию — именно эти минуты и формируют впечатление о фильме. Незабываемое впечатление!

Романтика? Даже мне нелегко было ее отыскать в этом фильме. Можно сказать, что романтики здесь нет. Но даже несмотря на ее отсутствие — фильм совершенно заслуженно занимает очень высокое место на моей полке TOP10, отодвигая на строчку ниже уже не такой волшебный «Пустой дом».

This entry was posted in Арт. Bookmark the permalink.

Comments are closed.