Мне нравятся фильмы, отличающиеся немногословностью. Режиссеры часто любят вкладывать в уста актеров какие-то умные слова, но они настолько контрастируют с мимикой и жестами героев и настолько не подходят окружающей обстановке, что вызывают стойкое сильное неприятие. Фильм должен оставлять впечатления. Желательно настолько мощные, чтобы они не ослабевали со временем, чтобы захотелось вернуться к фильму и пересмотреть его. Очень немногие режиссеры понимают, что даже самые небанальные диалоги и монологи быстро забываются. И очень редкие режиссеры умеют снимать фильмы так, что слова оказываются совершенно ненужными, лишними.
Около недели назад знакомая девочка из Иваново предложила мне сдуть пыль времен с фильма под названием «Аромат зеленой папайи». Обычно я читаю отзывы о фильме или даже смотрю рекомендации на имхонете, но так получилось, что этот фильм я решил посмотреть экспромтом, без предварительной подготовки. И поскольку фильм относился к артхаусу — я ожидал от «Аромата зеленой папайи» чего-то необычного, возможно даже выносящего мозг.
Это был один из тех редких случаев, когда фильм превзошел все мои самые смелые ожидания! В этом шедевре органично соединилось все, что мне нравится. Оператор постарался на славу и смог захватить красивейший видеоряд в крайне ограниченном пространстве. В его распоряжении было всего два небольших дома — но во время просмотра эти рамки совершенно незаметны. И при этом не возникает ощущения дежавю. В каждом новом сюжете привычные уголки дома преображаются до неузнаваемости, выглядят совсем иначе, не так, как раньше. Но повторы режиссером все-таки используются, и используются очень грамотно — с их помощью показываются незыблемые, непреходящие ценности, на которые время не оказывает никакого влияния.
Артхаус? Нет, я бы не рискнул отнести «Аромат зеленой папайи» к артхаусу. Это драма. Но драма не совсем обычная. Ни на секунду во время просмотра не возникает ощущения фальши. Смотришь и веришь, что так действительно живут в современном Вьетнаме. Отношения между людьми показаны, наверное, не по-европейски. Может показаться, что в них мало экспрессии, но опять же нет ни намека на фальшь. В фильме на редкость мало диалогов, и режиссер по ходу фильма старательно уменьшает их количество, выводя на первый план невербальное общение и субстанции, которые невозможно описать никакими словами. Живопись. Скульптура. Музыка. Вдохновение. Страсть. Мир постепенно становится совсем безмолвным, но эти последние безмолвные пятнадцать минут несут в себе на порядок больше информации, чем предыдущие полтора часа. Именно эти волшебные минуты, где слова становятся чем-то чужеродным, вызывают неприятие, нарушают идиллию — именно эти минуты и формируют впечатление о фильме. Незабываемое впечатление!
Романтика? Даже мне нелегко было ее отыскать в этом фильме. Можно сказать, что романтики здесь нет. Но даже несмотря на ее отсутствие — фильм совершенно заслуженно занимает очень высокое место на моей полке TOP10, отодвигая на строчку ниже уже не такой волшебный «Пустой дом».